Содержание:
- Перегрузка системы
- Усталость спецэффектов
- Плащ и трико на гвоздь
Всего несколько лет назад киновселенная Marvel была безоговорочным гегемоном индустрии развлечений. Два последних кроссовера о Мстителях суммарно заработали $5 млрд. Студия Кевина Файги могла выпускать по три фильма в год – и аудитория не уставала: каждую ленту сопровождал кассовый и коммерческий успех.
Однако прошлый год показал, что супергеройская сага от Disney находится если не в упадке, то в серьезной стагнации. Новые полнометражные и многосерийные проекты столкнулись не только с холодным душем низких оценок, но и с проседанием сборов. Почему КВМ уже не вызывает такого восторга зрителей, как можно исправить и что может прийти на смену кинокомиксам – в материале Liga.Tech.
Перегрузка системы
Фильмы и сериалы под брендом Marvel группируются в фазы – этапы обширной совместной истории. Как правило, каждая фаза заканчивалась кроссовером, в котором ключевые герои собирались, чтобы дать бой какому-нибудь особо мощному антагонисту. Первые звоночки проблем в стане Marvel прозвучали еще во время четвертой фазы (контент, выходивший в период между 2020 годом и 2022-м), большинство фильмов которой критики и зрители не без основания обвинили во вторичности и всеобщей деградации. Разочарование во франшизе рано или поздно должно было достичь критической точки и конвертироваться в полупустые кинотеатры на премьерах Marvel Studios. Так и произошло в прошлом году.
Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий
Если бы не третьи "Стражи Галактики", 2023 год можно было назвать полным провалом для Marvel. Последняя в настоящее время полнометражная итерация франшизы – "Марвеллы" – вообще совершила невозможное: побила кассовый антирекорд "Невероятного Халка". Лента с Эдвардом Нортоном собрала $263 млн, а новое приключение героини Бри Ларсон едва преодолело рубеж в $200 млн. Еще более позорным результат последней делает тот факт, что с 2008 года стоимость билетов подорожала.
Как медиафраншиза, которую называли феноменом современной поп-культуры, а каждый новый фильм событием, докатилась до такого? Здесь можно выделить три основные причины.
Первая состоит в том, что Marvel стала заложником своих гигантских размеров. Многие зрители, начавшие с ней знакомство еще во времена первых фильмов о Железном человеке, восприняли подзаголовок "Завершение" в последних "Мстителях" буквально и просто забросили дальнейший просмотр. После того как большинство ключевых героев, заставивших их полюбить сериал Disney, выбыли из истории, дальнейшее знакомство для них потеряло всякий смысл. Потенциальных новых зрителей КВМ вполне может испугать необходимость посмотреть три десятка фильмов, чтобы понять нюансы отношений между персонажами и что здесь вообще происходит.
Тем более что сама Disney щедро подлила масла в огонь этой проблемы. В 2019 году корпорация запустила собственный стриминговый сервис Disney+, который собиралась продвигать в первую очередь с проектами по своим популярнейшим франшизам – Star Wars и Marvel. После начала глобального карантина люди начали проводить больше времени дома и потреблять больше видеоконтента. Руководство корпорации решило "оседлать" эту тенденцию и поставило задачу обеспечить зрителей почти бесперебойным потоком контента. В значительной степени выполнение этой задачи легло на плечи Marvel Studios.
Только в 2021 году под брендом Marvel было выпущено пять оригинальных сериалов, каждый из которых содержал по меньшей мере шесть почти часовых эпизодов, и четыре полнометражных фильма. Погоня за количеством ожидаемо привела к падению качества. Более или менее теплый прием получили только "Локи" и "ВандаВижин", оценки остальных варьируются от посредственных до "зачем это вообще надо было выпускать".
Дополнительная проблема в том, что сериалы для Disney+ не рассказывают отдельные истории, как это было, например, с марвеловскими проектами Netflix. Они часто вплетены в основной сюжет КВМ. Например, сиквел "Доктора Стрэнджа" был еще и продолжением "ВандыВижена". Зрители, пропустившие этот сериал, могли просто не понять, почему героиня Элизабет Олсен оказалась на Темной стороне и постоянно говорит о своих детях. Понимание того, что теперь нужно смотреть не только фильмы, но и сериалы, причем часто сомнительного качества, еще больше отбивает желание зрителей дальше следить за КВМ.
Усталость спецэффектов
Весомым козырем Marvel была способность изображать красивые и причудливые миры в своих фильмах: Асгард, Ваканду или необычные планеты, по которым путешествовали в трилогии Часовых Галактики. Качество сюжета или актерской игры в фильмах франшизы всегда были дискуссионной темой, но почти все соглашались, что ее фильмы представляют собой первоклассный визуальный аттракцион. За который не жалко и накинуть сверху за билет в IMAX.
В последние несколько лет качество графики в новых фильмах Marvel начало заметно проседать, напоминая в отдельных моментах работы выпускника быстрых курсов After Effects. Сначала это объясняли карантином: специалисты по компьютерной графике вынуждены работать из дома, где нет доступа к мощной аппаратуре. Тем более что подобные проблемы были заметны в других блокбастерах. Однако с завершением ограничений ситуация не только не улучшилась, но даже стала хуже. В сети начали появляться многочисленные интервью со специалистами по визуальным эффектам, которые не стеснялись в выражениях при описании своего сотрудничества с титаном индустрии развлечений.
По словам одного из VFX-художников, во время работы над одним из фильмов Marvel ему пришлось работать сверхурочно в течение шести месяцев. Каждый день он уделял проекту по девять часов без выходных – и это еще в лучшем случае. Он был свидетелем того, как у коллег прямо во время рабочего дня случались срывы.
Стабильный конвейер блокбастеров от студии Кевина Файги привел к тому, что студии визуальных эффектов просто панически боятся ее огорчить, ведь это увеличивает вероятность остаться без стабильного и крупного заказчика. Компания охотно пользуется этим статусом: графика каждого нового фильма становится объектом тендера и каждая студия пытается перебить конкурентов, демпингуя стоимости своих услуг. Такой подход позволяет Marvel экономить, но приводит к тому, что фильмом занимается неполная команда специалистов.
Также комикс-гигант известен своей регулярной практикой вносить многочисленные правки в ходе процесса. Некоторые из них были крайне значительны по объемам и имели очень сжатые сроки исполнения. Был случай, когда Marvel потребовала полного изменения графики в третьем акте фильма за месяц до его премьеры. Студия с этой задачей не справилась, поэтому ее внесли в "черный список", а проект передали другой команде. Marvel требует строгого соблюдения установленных дат, но сама может легко их изменять из-за отправки фильма на пересъемку после тестовых показов.
Другая существенная проблема заключается в том, что у большинства режиссеров КВМ никогда не было опыта работы с компьютерной графикой в кино. Они просто не умеют визуализировать то, чего нет на съемочной площадке. Специалисты по визуальным эффектам часто присылают заказчикам черновые варианты визуала, качество которого еще далеко от финального, но показывает, на каком этапе они находятся. Неопытные режиссеры часто требуют "финального рендера" уже на ранних этапах, чем отбирают время и ресурсы у студий графики.
Также к процессу разработки визуальных эффектов не привлекают режиссера или главного оператора. Поэтому VFX-художники сами вынуждены на ходу придумывать, какой будет компоновка кадра в той или иной сцене. Это приводит к серьезным несоответствиям. Поэтому не удивительно, что в условиях сжатых сроков, низкой оплаты труда и поведения Marvel задействованные студии эффектов работают по принципу "тяп-ляп – и в продакшен". Зато зрители теперь могут вволю иронизировать над летающей головой сына Хеймдаля или третьим глазом у Доктора Стрэнджа.
Плащ и трико на гвоздь
В течение 40-х и 50-х годов прошлого века главным блокбастерным жанром считались пеплумы. Это были масштабные костюмированные постановки по мотивам античной истории или библейских сказаний. Они получали самые высокие бюджеты, привлекали крупнейших голливудских звезд тех лет и собирали самую большую кассу по итогам года. Апофеозом жанра считается фильм "Бен-Гур", который при бюджете в $15 млн заработал $164 млн и установил рекорд по количеству "Оскаров", выиграв 11 статуэток. Однако уже вскоре провалы той же "Клеопатры" с Элизабет Тейлор и "Падения Римской империи" жанр пеплума отправился на пенсию и с середины 60-х напоминает о себе лишь спорадически.
Позже ситуация повторилась с вестернами. Фильмов о ковбоях и Диком Западе выходило очень много, и они собирали солидную кассу в течение 60-х и 70-х. Однако фиаско "Ворот рая", который при бюджете в $44 млн собрал менее $4 млн, перевел жанр в нишевый статус.
Исследователи кино будущего будут называть период 2010-х времен доминирования супергероики. Однако каждая тенденция имеет свойство заканчиваться, и истории об анонимных героях в масках и плащах вряд ли станут исключением. Тем более что с проблемами столкнулись и конкуренты Marvel. Все прошлогодние фильмы DC тоже с треском провалились, а сейчас в прокате тонет "Мадам Паутина".
Скорее всего, новым главным трендом кино станут экранизации видеоигр. Так прошлогодние "Братья Супер Марио" собрали $1,3 млрд, а до них себя очень хорошо показали "Детектив Пикачу", "Мортал Комбат" и "Соник". Сейчас в работе находится еще десяток проектов – от экранизации Borderlands до сериала по Fallout. Если они покажут хорошие результаты – тогда голливудские продюсеры точно переключатся с комиксов на интерактивные развлечения.
Читайте такжеКомиксовый кризис. Почему почти не создают игры по Marvel и DC – вот несколько причин