В конкурсной программе Международного фестиваля документального кино Artdocfest/Riga присутствует один фильм, который также фигурирует в шорт-листе премии Американской киноакадемии «Оскар» в соответствующей категории. Это украинско-польско-французская лента «В зеркале заднего вида» молодого польского режиссера Мачека Хамелы.
Он имеет степень магистра французской литературы в Университете Сорбонны и является обладателем премии Doc Alliance Award (Канны, 2021 год).
Формально, «В зеркале заднего вида» — типичный представитель популярного жанра road movie, то есть фильма-путешествия, действие которого разворачивается пока герои добираются на автомобиле из пункта отправления в пункт назначения. Но в данном случае, поскольку это не художественный фильм, а документальный, не будет захватывающих погонь, стычек «хороших парней» с «плохими», мимолетных любовных связей и так далее.
Все проще и вместе с тем драматичнее: небольшой мини-вэн, за рулем которого сидит польский водитель, он же автор фильма, едет из восточных областей Украины, охваченных войной, в относительно мирные и безопасные западные области. В фургоне сидят украинцы, которые спасаются от российской агрессии, в дороге они делятся друг с другом своими историями.
В первой же группе невольных путешественников внимание привлекает пожилая пара, которая вспоминает, что дома они оставили коня и корову. О последней сокрушается хозяйка, говоря, что корова была такая хорошая, спокойная, как она ее любила и, отвернувшись к окну, женщина вытирает катящиеся из глаз слезы. На другой остановке при посадке в автомобиль вдруг раздается крик, и камера показывает выскакивающего из корзинки черно-белого кота, который мчится к опустевшему родному дому. Женщина, уже сидя в салоне, гладит мяукающего беглеца и извиняющимся тоном поясняет, что коту только пять месяцев и он никогда еще не ездил в машине.
«Этот фильм специально сделан дегероизированным образом»
После демонстрации этого фильма корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с известным журналистом и музыковедом Артемием Троицким, который последние несколько лет живет в Таллинне.
Он рассказал, что дружит с директором фестиваля Виталием Манским много лет, и даже когда-то помог ему снять фильм про рок-барда Александра Башлачева. Также Троицкому доводилось в прошлом бывать в составе жюри фестиваля, а сейчас он заехал на Artdocfest/Riga фестиваль по собственной инициативе.
На вопрос, чем его зацепил фильм «В зеркало заднего вида», Троицкий ответил: «Во-первых, он очень необычно снят, почти весь фильм идет на одном плане, меняются только персонажи и он абсолютно естественен – в нем нет никакой наигранности, никакой постановочности. Это абсолютно честный и объективный мгновенный снимок реальности и это производит огромное впечатление. Большее, чем производят страшные телевизионные репортажи с горящими домами, взрывами к которым мы уже, к сожалению, привыкли. А здесь просто лица людей, невынужденные разговоры. Ведь они не столько отвечают на вопросы, сколько сами что-то говорят, бормочут и это потрясающе».
Артемий Троицкий подчеркнул, что он восхищается Мачеком Хамелой, потому что тот стал волонтером и занимается вывозом незнакомых людей с оккупированных территорий, причем абсолютно бесплатно и рискуя собственной жизнью. «Я даже хотел его спросить на обсуждении фильма, какие были самые страшные эпизоды во время этих путешествий и этих съемок, попадали ли под обстрелы, бомбежки, встречали ли русских оккупантов, но передумал. Потому что этот фильм специально сделан таким дегероизированным образом и само по себе это очень здорово. Мачек молодец и как волонтер, и как кинематографист», — добавляет музыковед.
«Встреча незнакомых семей рождала интересный обмен информацией, обмен опытом»
Корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» удалось побеседовать и с самим автором фильма «В зеркале заднего вида».
Мачек Хамела (Machek Hamela) рассказал, что поначалу он ездил без камеры и просто вывозил людей, подобно многим другим волонтерам. «Потом с марта 2022 года мы начали снимать, а я продолжал ездить до сентября того же года. Потом до мая 2023-го продолжался монтаж, и это была очень большая работа, причем не только моя, но и всей команды».
Сколько километров пришлось проехать по украинским дорогам Мачеку и его пассажирам, никто не считал, тем более что за полгода он ездил на четырех машинах. Кстати, один автомобиль ему предоставила живущая в Варшаве вьетнамская семья. За это время Мачек Хамела вывез в безопасные регионы Украины порядка четырехсот человек. «И было еще большое количество людей, которых мы помогали эвакуировать либо на автобусах, либо на таких же машинах», — добавляет режиссер. И уточняет, что всего в фильм «В зеркале заднего вида» попали истории пятнадцати поездок, то есть, рассказы примерно восьмидесяти человек.
«Самое важное для нас было показать, как рассказы о своей жизни возникают в момент размышлений: когда глаза людей смотрят вперед, туда, куда едет наша машина, и в это время они говорят о том, что с ними случилось, что они бросили, что с ними будет. Из этого рождаются разговоры и люди начинают делиться тем, что происходит у них в головах. И это я хотел показать», — раскрывает свой замысел автор ленты «В зеркале заднего вида».
Еще одна группа – женщина и две молодые девушки были среди тех, кто находился в «Азовстали». Они рассказывают, что когда выезжали из города, с ними находилось несколько молодых ребят. «Мы прошли 23 блокпоста, все было нормально, ребят пропускали, а на последнем всем разрешили ехать, кроме одного. Совсем мальчик, у него был рюкзак с чистыми носками, футболкой и туалетными принадлежностями. Мы его ждали 45 минут, но его прямо на посту насильно переодели в российскую военную форму и сказали, что он теперь в российской армии. Мы все плакали, и он плакал, глядя на нас», — рассказывает старшая из азовчан.
Мачек Хамела считает, что такая степень откровенности пассажиров стала возможной благодаря небольшой вместительности машины — на семь-восемь людей: «Когда заходишь в салон, сразу со всеми знакомишься, потому что там едут только две-три семьи. А если бы было пять-шесть семей, то было бы как в автобусе, когда все молчат. А здесь встреча незнакомых семей рождала интересный обмен информацией, обмен опытом. И я считал, что это будет самым интересным».
В фильм не вошли эпизоды встреч водителя и пассажира с российскими оккупационными патрулями. На самом же деле подобных эпизодов, по словам Мачека Хамелы, было достаточно: «Были обстрелы, взрывы мин. Но проблема в том, что такие моменты переворачивают камеру он людей на меня, на то, куда мы прячемся. И это уже другой фильм».
На афише фильма запечатлен кадр, когда девочка 5-6 лет показывает на камеру листок бумаги с таким-то рукописным текстом. Это Софийка, которая едет вместе с бабушкой, мамой, подругой и маленьким братиком. В фильме она несколько раз вынимает из кармашка куртки, разворачивает и показывает этот листок. На обратной стороне виден какой-то детский рисунок. Водитель спрашивает у нее – что там написано, но девочка еще не умеет читать, поэтому она протягивает ему листок, внимательно следя за ним глазами. По выражению лица ребенка понятно, что этот листок для нее чрезвычайно дорог, он, вероятно, все что у нее осталось от мирного дома и семьи. Водитель говорит, обращаясь и к Софийке и к зрителям, что на нем фамилии, имена, отчества ее родителей, их номера телефонов, адрес и данные самой девочки.
Польский режиссер сразу понял, что эта история должна войти в фильм. «Там мы показываем семью, которая заходит в вэн и даже не знает, куда им деваться — в Польшу, в Западную Украину? Просто куда-нибудь. Получился очень откровенный разговор между бабушкой и дочкой о том, где безопасно?
Но каждая из таких историй у нас в черновом варианте длилась полчаса, и нас нужно было все эти истории сократить до пятиминутных эпизодов. И это была очень большая работа», — разводит руками Мачек Хамела.
В конце беседы режиссер сказал, что все герои его фильма живы, некоторые даже путешествуют с этим фильмом по миру, например, девушка из Конго представляла недавно этот фильм в Париже. Она перенесла несколько операций на бедре, уже может ходить и сейчас живет в Берлине.
А есть и те, кто уже вернулся в Украину и живет дома. «Я с некоторыми общаюсь, иногда они мне пишут», — свидетельствует Мачек. И подытоживает: «Этот фильм был сделан так, чтобы люди в Европе могли увидеть себя на одном из этих сидений этого мини-вэна. И подумать: "Сделал ли я достаточно, чтобы самому не оказаться на этом месте?". И это была наша главная цель».
Мачей Хамела сказал также, что нередко слышал высказывания о том, что фильм «В зеркале заднего вида» хорошо было бы показать в России. Но сам он пока не представляет, как это можно было бы осуществить в нынешних условиях, поскольку, по его мнению, люди в России перестали верить в то, что им показывает любая из сторон. И в этом — одна из самых больших проблем.
«Это самая главная тема на сегодня, важнее ее ничего нет»
Со своей стороны, Артемий Троицкий считает, что война России против Украины стала объектом исследования режиссеров разных стран потому, что она понятна всем, в отличие от того, что происходит, например, на Ближнем Востоке. «Война в Украине происходит почти у нас дома. Мы по счастью не попадаем под обстрелы и бомбежки, но мы знаем тех людей, которые под ними живут — у меня много друзей в Украине. Мы знаем и тех, кто осуществляет эту интервенцию с другой стороны. Я бы не сказал, что знаю кого-то из военных, с этой кастой на родине я никогда не общался. Но со стороны пропагандистов и среди противников войны с другой стороны, которых сажают, арестовывают, выдавливают из страны, с многими я хорошо знаком…».
Троицкий подчеркивает, что это — не какая-то абстрактная война, поэтому многим людям очень хочется каким-то образом в ней поучаствовать в ней на той стороне, которую они считают «стороной добра». И помогают этой стороне победить своими работами — публицистикой, фильмами, репортажами. «Это все от страстного и абсолютно бескорыстного желания как-то помочь этим "воинам света"», — убежден Артемий Троицкий.
А кинокритик Антон Долин в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» называет это абсолютно закономерным: «Это самая главная тема на сегодня, важнее ее ничего нет, во всяком случае в наших "палестинах" — в наших краях, бывших республиках СССР. Та часть России, которая не собирается закрывать глаза и готова смотреть честно на происходящее и это довольно большая часть населения страны, судя по тому, сколько людей читает, например "Медузу", читает и смотрит другие запрещенные властью СМИ. Ну и сама Украина». И подытоживает, что украинская тема сегодня – ключ ко всему, что вообще сегодня происходит в Европе.
Вечером 7 марта на церемонии награждения в рижском кинотеатре Splendid Palace фильм «В зеркале заднего вида» получил гранд-при конкурса Artdocfest Open фестиваля в Риге.