Содержание:
- Атака хейтеров
- Коробка с тайной против бафоса
- Невыученные уроки
Драматическое падение сборов восьмого и девятого эпизодов по сравнению с "Пробуждением силы", кассовое фиаско сольного фильма о Хане Соло и ощутимая критика заставили Disney пересмотреть план на франшизу. Если раньше корпорация Микки Мауса собиралась выпускать по одному фильму по "Звездным войнам" каждый год, то теперь сосредоточилась исключительно на сериалах для своего стримингового сервиса.
Почему одна из самых популярных фантастических саг оказалась в таком положении, из-за чего ее демиург не снял ее сам, а продал Disney, и почему запланированное возвращение на большие экраны может стать совсем не триумфальным – в материале Liga.Tech.
Атака хейтеров
Новость о продаже прав на "Звездные войны" корпорации Disney в октябре 2012 года стала настоящим громом среди ясного неба. Хотя сага как будто уже была завершена "Местью ситхов" за семь лет до того и новые фильмы даже не планировали, вселенная далекой-далекой галактики все равно оставалась крайне прибыльной за счет выпуска комиксов, книг, видеоигр и другой продукции по мотивам. В конце концов, "Звездным войнам" Лукас посвятил почти 35 лет своей жизни, это главное наследие, которое он оставит после себя. Однако, если проанализировать, что происходило во время и после выхода трилогии приквелов, мотивация Лукаса становится более понятной.
Если рядовые зрители восприняли новые фильмы в основном нормально, то фанатское сообщество было крайне разочаровано. Между премьерой "Возвращения джедая" и "Призрачной угрозы" прошло 16 лет, а значит те, кто познакомился с сагой в подростковом возрасте, на момент выхода первого приквела были уже взрослыми людьми. Дуэли на световых мечах или залпы бластеров уже не вызывали у них такого искреннего восторга, как в детстве. Выходя из сеансов, фанаты саги начинали обвинять в этом не тот факт, что они стали старше, а крайне плохое качество самого фильма.
С распространением интернета и сервиса YouTube такая точка зрения стала доминирующей. В течение 2000-х годов едва ли не каждый первый популярный американский блоггер кино- или гик-тематики считал своим долгом выпустить по крайней мере один ролик о том, насколько новые эпизоды ужасны. Конечно, приквелы были далеко не идеальными фильмами, однако явно не заслуживали тех грузовиков гнилых томатов, которыми их забрасывали. В пользу предположения, что фан-сообщество далекой-далекой галактики стало жертвой синдрома утенка, говорит реакция на приквелы среди зрителей в постсоветских и постсоциалистических странах. Оригинальные эпизоды там не имели официального проката – в фильме о тоталитарной империи под руководством зловещего старца, угрожающего всем супероружием, цензоры увидели идеологическую диверсию Запада и запретили. Посмотреть "Новую надежду" или "Империя наносит ответный удар" можно было разве что подпольно в видеосалонах. Как следствие, многие украинцы знакомились с ЗВ через "Призрачную угрозу" или "Атаку клонов" и воспринимали фильмы более чем положительно.
Среди западного сообщества мнение о том, что трилогия приквелов является плохим продолжением ЗВ постепенно трансформировалось в позицию, что они являются худшими фильмами, увидевшими свет с момента появления изобретения братьев Люмьер. Складывалась парадоксальная ситуация: блогеры и фанаты расписывались в любви первой трилогии, но при этом ее основного демиурга ставили в один ряд с такими классиками мусорного кинематографа как Уве Болл, Томми Вайсо или Эд Вуд. Такое иррациональное сочетание обожания и ненависти даже было исследовано в документальном фильме "Народ против Джорджа Лукаса".
Скорее всего, именно эта постоянная ярмарка нытья и ненависти фан-сообщества отбила у режиссера желание дальше заниматься сагой, ведь в кассовом плане у приквелов все было прекрасно. После выхода "Мести ситхов" на любые вопросы о возможности поставить или спродюсировать новый фильм во вселенной ЗВ Лукас всегда отвечал одно и тоже – "ни за что в жизни". Единственным исключением стал анимационный сериал "Войны клонов", в котором Джордж выступил только автором идеи. Интересно, что его сначала встретили крайне негативно, но со временем проект приобрел значительную популярность. Вместо запланированных 100 эпизодов он продержался в эфире на 133 выпуска, причем последний сезон вышел в 2020 году.
По словам автора книги о закулисье съемок "Звездных войн" Джонатана Ринзлера, в начале прошлого десятилетия Лукас всерьез озаботился сохранением своего наследия. Его дети не проявляли большого интереса ни к ЗВ, ни к компании. Поэтому автор фантастического эпоса и задумался о его продаже, а сделать выбор в пользу Диснея помог Стив Джобс. Дело в том, что студия Pixar начиналась как дочерняя компания Lucasfilm, затем ее перекупила Apple и наконец Disney. Джобс рассказал Лукасу, что после интеграции в новую компанию Pixar сохранила ключевых работников и вообще чувствует себя прекрасно. Этим он и убедил его остановить выбор именно на Disney.
Коробка с тайной против бафоса
Еще до того, как чернила на сделке успели высохнуть, Disney объявила о планах на выпуск трилогии-продолжения, а в промежутках между номерными эпизодами планировалось выпускать полнометражные спинофы в рамках антологии "Звездные войны. Истории".
Режиссерами седьмого, восьмого и девятого эпизодов были назначены Джей Джей Абрамс, Райан Джонсон и Колин Треворроу. Все зарисовки Лукаса на продолжение, равно как и черновики других сценариев, отправились в шредер. Абрамс должен был стать не просто режиссером, но и определить все дальнейшее направление развития трилогии сиквелов. И он пролоббировал два решения, которые имели роковое последствие для всего проекта.
Подписывайтесь на LIGA.Tech в Telegram: главные новости мира технологий
Во-первых, идея сделать новую трилогию "мягким перезапуском". От обычных римейков этот концепт отличает тем, что не рассказывает уже знакомую историю с чистого листа, а просто надстраивает поверх нее еще одну историю. Типичными иллюстрациями такого подхода являются фильм "Джуманджи: Зов джунглей", "Мир Юрского периода" и последние "Охотники за привидениями".
Основным преимуществом такого концепта является то, что можно писать новую историю, но при этом добавлять множество фансервисных элементов и заимствовать отдельные сюжетные уловки и персонажей из оригинальных лент. Главным же недостатком является то, что "мягкий перезапуск" просто не работает с некоторыми видами историй, особенно эпическими. Просто представьте себе потенциальное продолжение "Властелина колец", в котором выясняется, что существовало еще одно Кольцо всевластия, а потому Саурон снова возродился и угрожает Средиземью. Гендальф снова собирает Братство кольца, которое несет опасный артефакт к месту его создания. Или гипотетический новый фильм поттерианы, в котором дети троицы главных героев узнают о существовании еще одного набора горокраксов, которые нужно уничтожить, потому что Волан-де-Морт вернулся. Подобные идеи звучат уморительно, но Абрамс решил, что переснять "Новую надежду" в "Пробуждении Силы" – это то, что нужно.
Во-вторых, Джей-Джей Абрамс является большим ценителем нарративного приема, известного как "коробка тайн" (Mystery Box). Его суть состоит в поднятии заинтересованности аудитории к истории путем вплетания в нее всевозможных тайн, загадок или просто недомолвок. Впервые Абрамс обкатал этот подход еще в сериале LOST. На первых порах тот задумывался просто как нечто среднее между "Робинзоном Крузо" и "Повелителем мух", однако Абрамс придумал добавить в сериал элементы фантастики и загадки.
Преимущества "коробки" очевидны: она мотивирует зрителя с нетерпением ждать нового эпизода или сезона – хочется узнать разгадку. Кроме того, она позволяет удерживать высокий интерес во время межсезонья. В свое время обсуждения предположений и теорий по LOST на форумах растягивались на сотни страниц. Недостатком этого подхода является то, что у авторов уже должно быть четкое видение завершения истории и логическое обоснование для всех разгадок. В случае упомянутого сериала Абрамс показал, что может прекрасно начинать с "коробкой тайн", но не доводить до конца. Зрители LOST вместо разгадок получали все больше новых тайн. Многие, поняв куда веет ветер, просто забросили просмотр, а дотерпевшие до финала были ужасно разочарованы.
"Пробуждение Силы" заработало в прокате чуть больше $2 млрд. На первых порах фильм получал исключительно одобрительные отзывы. Особенно экзальтированные ненавистники трилогии приквелов даже продвигали мнение, что у "бездарного" Лукаса давно нужно было забрать сагу и передать такому "таланту", как Абрамс. Конечно, со временем очарование фильмом спало и все более очевидными становились его недостатки – нелогичность, акцент на шутках и экшене в ущерб истории, которая в целом получилась крайне вторичной. Однако в целом аудитория сохраняла оптимизм – надеялась, что следующие эпизоды ответят на все вопросы и будут более самостоятельными.
Однако в дальнейшем стал очевиден еще один недостаток новой трилогии – отсутствие у Disney четкого плана на трилогию. Режиссер восьмого эпизода Райан Джонсон признался в интервью, что ему передали черновики с планами Абрамса, но в целом в студии ему дали карт-бланш, поэтому "Последних джедаев" он снимал исключительно, как считал нужным. В центр новой ленты Джонсон поставил бафос – юмористический прием, в котором комический эффект достигается за счет резкого перехода от возвышенного к чему-то вульгарному. Также Джонсон активно использовал прием обмана ожиданий зрителя, когда вместо события, логически вытекающего из предыдущего развития истории, случалось нечто совсем другое.
Злоупотребление этими двумя приемами, странный образ Люка, изображавшегося типичным побитым жизнью ворчливым наставником из фильмов о восточных единоборствах, и странные сюжетные уловки, вроде уничтожения имперского флагмана, в итоге не на шутку разозлили аудиторию. "Последние джедаи" плохо стыковались не только с предыдущим фильмом (некоторыми потенциально интересными загадками типа бекграунда Сноука режиссер просто пренебрег), но и со всей сагой в целом.
Disney выбрала откровенно странную стратегию защиты – режиссер и другие вовлеченные в проект люди начали нападки на сообщество. Мол, фан-сообщество слишком токсично и само не знает чего хочет. Однако в конце концов корпорация все же была вынуждена отступить. "Последние джедаи" заработали в прокате $1,3 млрд – сумма солидная, но это почти вдвое меньше по сравнению с первой лентой. После этого Disney тихонько упразднила ранее анонсированную трилогию ЗВ-фильмов от Джонсона, а персонаж актрисы Келли Тран (которого до этого радостно продвигали как первого важного персонажа-азиата в саге) был практически удалён из следующего эпизода.
Невыученные уроки
Чтобы как-нибудь исправить ситуацию, Disney пригласила Джей Джей Абрамса поставить и девятый эпизод (Колина Треворроу на тот момент уже уволили). Однако чуда не произошло: завершение трилогии встретили даже хуже, а касса едва достигла $1 млрд. В такой ситуации боссы Disney вполне логично поставили производство новых фильмов на паузу.
Привлечение к работе над новым фильмом режиссера "Мисс Марвел" Шармин Обаид-Чиной и акцент на том, что ЗВ давно не хватало постановщика-женщины, свидетельствует о том, что корпорация все еще не понимает свою аудиторию. Фанов интересует качественная фантастическая история, а не попытки превратить сагу в поле для политических заявлений и актуальных трендов. Поэтому кассовый антирекорд Хана Соло имеет все шансы быть избитым.
Читайте также"Звездные войны" вернутся в кинотеатры. Когда выйдет "Мандалорец и Грогу"