Запад запаздывает с военной поддержкой Украине примерно на год. Об этом заявил президент Украины Владимир Зеленский агентству Reuters.
Зеленский также обратился с призывом к странам-членам НАТО помочь сбивать российские ракеты и беспилотники над Украиной и разрешить использовать западное оружие на российской территории по войскам, сконцентрированным на границе. По словам президента, пока переговоры, которые он вел на этот счет с западными партнерами, оказались бесплодными.
На сегодня Украина стремится по максимуму использовать те средства, которыми располагает. В конце минувшей неделе украинские дроны нанесли самый массированный удар по России и оккупированному Крыму с начала развязанной Москвой широкомасштабной агрессии. Десятки беспилотников (около ста – в соответствии с заявлением российского министерства обороны атаковали Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), порты и другие объекты в Краснодарском крае (Туапсе, Новороссийск), аннексированном Севастополе и других городах.
В результате в Севастополе был выведен из строя очередной корабль Черноморского флота РФ (по одним данным, минный тральщик, по другим – малый ракетный корабль). Но особенно чувствительным, по оценкам военных экспертов, стал удар по Новороссийску, который называют бутылочным горлом российской нефтянки. Там, разным сведениям, пострадал мазутный терминал, резервуар с топливом и две нефтебазы. Кроме того, получил лишнее подтверждение факт, что расстояние в 1000 км — уже далеко не преграда для украинских БПЛА, чему свидетельствует налет на Выборг.
Киев по традиции официально не комментировал эти события.
В любой войне идет противостояние военной необходимости и политической целесообразности, говорит директор аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев. По его мнению, удары украинских беспилотников по отдаленным и считавшихся ранее недосягаемыми районам России несут больше информационно-пропагандистский характер.
«Здесь налицо стремление (Киева) показать, что война теперь может запросто постучаться в те двери, которые прежде были, казалось, сверхнадежно защищенными, – добавил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Понятно, что особенно большого ущерба беспилотники, несущие по 30-40 кг взрывчатки, не способны нанести. Это не ракеты типа “Калибр” или “Кинжал”. Но Украина умело пользуется тем, чем располагает».
Вместе с тем Андрей Золотарев заметил, что многие военные, сомневаются, стоит ли сейчас так активно бить по Крыму и Черноморскому флоту, когда судьба войны решается на поле боя в других местах, на сухопутном фронте: «В этой логике с ними трудно спорить. Они говорят, например, что российская армия по-прежнему в значительной мере привязана к железнодорожным путям сообщения. И здесь, возможно, как раз удары по узловым станциям имели бы большее влияние на ход войны, нежели удары по Севастополю. Стоит ли использовать такой важный ресурс на цели, которые не имеют стратегического значения, вопрос открытый».
Исключение тут – удары по российской нефтянке, продолжил аналитик: «Поскольку экспорт энергоносителей – ключевая статья финансовых поступлений в бюджет РФ, а значительная часть денег идет на финансирование войны. Это классический пример ассиметричной войны, когда относительно малыми силами противнику наносится серьезный ущерб. Он не фатальный, но весьма и весьма болезненный, чего уже не скрывают российские эксперты и медиа. Причем, производство беспилотников в Украине набирает обороты».
Но все-таки для ВСУ куда важнее получить «длинную руку» — дальнобойные ракеты ATACMS, которые могли бы бить на глубину до 500 километров, подчеркнул Андрей Золотарев. «Это действительно позволило бы создать проблемы со снабжением группировки российских войск в Украине. Поэтому тут все зависит от западных партнеров Киева. Пока ситуация больше похожа на то, что тебе отдают палку отбиваться от бандита, но запрещают бить его по определенным местам. Это не лучший сценарий защиты. Тем более, что в распоряжении противника весь арсенал средств, включая оперативно-тактические и аэробаллистические ракеты», – резюмировал аналитик.
Официальная позиция Москвы состоит в том, что поставки западных вооружений Украине не окажут решающего влияния на ситуацию на поле боя.
Российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) являются неотъемлемой и составной частью военной инфраструктуры агрессора, в свою очередь уверен политический эксперт, правовед Юрий Шулипа. По его словам, ПАСЕ в своем обращении к Европейскому союзу и странам G7 сообщила, что в соответствии с международным гуманитарным правом российские должны считаться законными военными целями.
«Главный смысл и значение уничтожения ВСУ нефтеперерабатывающего оборудования России в долгосрочной перспективе заключается в создании условий, при которых противник физически не смог бы продолжать свою агрессивную войну против Украины, – уточнил он в комментарии «Голосу Америки». – В краткосрочной перспективе такая тактика уже привела к подорожанию российских нефтепродуктов и к частичному дефициту дизельного топлива, которое используется для заправки военной и специальной техники».
В условиях полномасштабной конвенциональной войны Москвы против Украины в целом удары БПЛА и ракет по НПЗ агрессора и его флоту показали себя как достаточно эффективная тактика, также указал Юрий Шулипа: «Украина, не имея своего военно-морского флота, с помощью в основном безэкипажных катеров и ракет уничтожила уже больше половины различного рода военных кораблей ЧМФ. Основная проблема в том, что ударов по военной инфраструктуре агрессора пока явно недостаточно как в количественном, так и качественном отношении. Например, удар по Новороссийску, бутылочному горлу российской нефтянки, хотя и вывел на некоторое время из строя нефтеналивной терминал, однако основная часть НПЗ продолжает функционировать, хотя и в меньших масштабах».
Кроме того, эксперт выразил уверенность, что массированные атаки украинских дронов по объектам, расположенным на российской территории, это отнюдь не разовая акция. Как ему представляется, в ближайшее время, когда Украина хотя бы частично преодолеет кризис вооружений, в частности острый дефицит БПЛА большей дальности и ракетного вооружения, подобного рода удары заметно усилятся.